Элегантные и утонченные : Светильники WIREFLOW, зрительно создающие 2D освещение

18 оригинальных и безумных дизайнерских светильников

Представляем вам подборку самых крутых идей дизайна современных светильников и люстр. Да будет свет и творческий огонь!

1 На крыльях вдохновения

Ingo Maurer — немецкая компания, которая изготавливает дизайнерские светильники в современном стиле. Каждый светильник в каталоге фирмы является особенным. Например, эти замечательные лампы с крылышками, которые словно символизируют собой мимолетное озарение. Металлический каркас формируется полностью вручную мастерами. Как только вы распакуете Birdie или Birdie’s Nest, вам решать, какую окончательную форму они примут:

На фото: Ingo Maurer Birdie и Birdie’s Nest Lucellino Table Лампочки для всех моделей семейства Birds изготовлены на заказ для Ingo Maurer GmbH.

Продукция фабрики широко известна по всему миру. Это яркие, запоминающиеся, иногда ироничные, но всегда стильные и оригинальные предметы освещения — каждая модель из каталога Ingo Maurer претендует на звание арт-объекта. Многие изделия удостоены международных премий в области дизайна.

2 Танец мотыльков

Десять бабочек ручной работы кружатся вокруг лампы, «слетаясь» на ее манящий свет. Flatterby — ограниченная серия светильников из 200 штук. Создавая ее, Инго Маурер выбрал несколько черно-белых бабочек, таких как Black Swallowtail и Rice Paper Butterfly, Blue Morpho и маленькую коричневую бабочку для контраста. Есть также яркая и красочная модель с разноцветными бабочками и стрекозами:

На фото: нежный светильник Flatterby. Этот удивительно красивый светильник доступен с лета 2016 года.

3 Записки гения

Нержавеющая сталь, термостойкое сатиновое матовое стекло, японская бумага. Zettel’z 5 является одной из самых известных ламп Ingo Maurer, которая к тому же дает пользователю достаточно места для его собственного творчества. Белые листы бумаги, поставляемые вместе с ней, предназначены для ваших черновиков или эскизов. Японская бумага — очень тонкая и полупрозрачная — чистое вдохновение! Красочные акценты можно легко сделать с помощью цветных чернил.

На фото: дизайнерские лампы Ingo Maurer Zettel’z 5 и Zettel’z 6 можно разместить сконцентрировано и плотно, либо свободно и хаотично.

4 Ажурное волшебство

Итальянская фабрика Kartell специализируется на изготовлении мебели и аксессуаров из технологичного пластика. Оригинальность и неповторимый стиль Kartell высоко ценят дизайнеры с мировым именем. Каждый предмет обладает собственным неповторимым характером.

Светильник Kabuki изготавливается методом литья под давлением. Используемая сложная технология позволяет имитировать тканую структуру, подобную кружеву. Уникальная перфорированная поверхность, через которую рассеивается свет, нежная и ажурная:

На фото: напольные светильники Kartell Kabuki

5 Скорость света

Настольная лампа Taj была разработана Ферруччо Лавиани для итальянского производителя Kartell в 2012 году. Изогнутая форма настольной лампы Taj от Kartell делает ее похожей на сверкающую скульптуру, превращая ее в элегантный футуристичный предмет дизайна. Taj представляет собой сверкающее трехмерное проявление, которое отказывается от артикулированного и механического стереотипа в пользу простой формы и практической функции. Taj выпускается в прозрачном варианте, в сатинированной версии и в черно-белых матовых версиях:

6 Игра в гольф

Симоне Гранчи — владелец и дизайнер итальянской фабрики Sigma L2, потомок флорентийского скульптора Делио Гранчи. Вместе с сестрой Франческе Симоне Гранчи унаследовал фабрику Sigma L2 от своих родителей. В настоящее время брат и сестра также управляют собственной дизайн-студией Granchi Studio. Симоне Гранчи активно занимается дизайном освещения и является автором более 100 моделей люстр и светильников в классическом и современном стиле.

На фото: светильники со сферой из эмалированного майолика Sigma L2

7 Головоломка

SigmaL2 — итальянское семейное предприятие с более чем тридцатилетней историей. Уникальность и узнаваемость — вот главные особенности предметов интерьера от SigmaL2. Они призваны удивлять и восхищать. Люстра и светильники в виде драгоценного паззла в золотом и серебряном исполнении:

На фото: «лампазл» от SigmaL2

8 Безумный шляпник

«Два ключевых слова: талант и традиция. Большая страсть и сердце, которое быстро бьется и никогда не останавливается! Эта страсть управляет каждым нашим действием и хранит у нас интерес к жизни. Что будет завтра? То, что мы сделали, теперь в прошлом, еще многое предстоит обнаружить!», — SigmaL2.

Вдохновленный миром высокой моды, светильник в виде элегантной женской шляпки-абажура, ножниц и ниток с иголкой, символизирует вдохновение, рукоделие и красоту:

9 Уникальная коллекция

Непревзойденное искусство исполнения вплоть до мельчайших деталей притягивает взгляд снова и снова:

На фото: оригинальный свет от SigmaL2

10 Идеальная композиция

Светильники Penta отличаются простыми геометрическими формами и чистотой линий. Интригующие и фантастические формы светильников Penta запоминаются с первого взгляда. Большинство моделей можно отнести к стилю «hi-tech», также есть нейтральные светильники, подходящие к интерьеру разных стилей.

Penta MOM — это маленькая поэтическая вселенная. Плавающие в воздухе рядом друг с другом, в эклектичном перекрытии преломлений, лампы MOM несут гармонию света и цвета. Поверхности светильников одновременно блестящие, но мягкие; они выглядят живыми и привлекательными вне зависимости от того, горят они сейчас или нет.

Гладкие закругленные углы напоминают изготовление драгоценных камней, а окраска (выполненная с особым окислительным процессом) и матовая отделка дают изящную поверхность:

На фото: Penta MOM FAMILY — коллекция светильников из боросиликатного стекла, которую можно комбинировать на свой вкус.

11 Праздничный свет

В коллекции итальянской фабрики La Murrina присутствуют образцы современного дизайна, классика, и неоклассика. А также всемирно известные люстры из муранского стекла и хрупкие модели ручной работы.

Этот ироничный светильник с плафоном на металлических тросах, внутри которого разноцветные шары, напоминает новогодние гирлянды. Также данная модель доступна в качестве настенного светильника и светильника на подставке. Для яркого и смелого интерьера:

На фото: красочный светильник La Murrina Astra

12 Зимние кристаллы

Потолочный светильник от фабрики La Murrina с точечным светом и украшением в виде разноцветных стеклянных элементов на тонких металлических нитях, который спроектировал Лука Скаккетти — это зимняя мелодия, ледяное волшебство, кристальная чистота:

На фото: стеклянный светильник La Murrina Shanghai

13 Морские твари

Благодаря своей истории и высоким навыкам компания La Murrina работает на рынке элитных товаров уже более 50 лет, органично сочетая традиции, дизайн и технологии. История компании началась в 1960-х годах в Мурано, где была небольшая печь, управляемая группой мастеров стеклоделов. В 2000 году La Murrina начала сотрудничать с известными дизайнерами и архитекторами, которые расширили производство современными коллекциями, реализованными, однако, в соответствии со старыми ремесленными методами.

Люстра из муранского стекла в форме шара с щупальцами, похожая на медузу, может быть исполнена в белом, черном, красном и сиреневом цвете:

На фото: светильники-медузы La Murrina Medusa

14 Легкий как перышко

Дизайн датских светильников Vita сфокусирован на чертах скандинавского стиля — оригинальной форме, компактности и любви к окружающей среде. Все светильники поставляются разобранными, в удобной плоской упаковке и могут стать отличным подарком для близкого человека. Vita Eos выполнен из гусиных перьев и бумаги. Модель напоминает мягкое, воздушное облако:

На фото: дизайнерский светильник Vita Eos может использоваться как торшер, настольная лампа или подвесной светильник — стоит лишь добавить к абажуру шнур или треногу.

15 Мыльные пузыри

В серию Cattelan Italia Cloud входят подвесные светильники и настольная лампа. Металлические детали выполнены из никеля, абажуры из стекла. Дизайн светильников напоминает переливающиеся перламутром на солнце мыльные пузыри, вот-вот готовые лопнуть от дуновения ветра. Фабрика представляет несколько размерных вариантов на ваш выбор.

На фото: дизайнерский светильник Cattelan Italia Cloud

16 Тонкий вкус

Испанская фабрика Vibia производит свет для дома, офиса и улицы. Вся коллекция изготавливается из высококачественных материалов с использованием ручного труда. Vibia сотрудничает с талантливыми командами дизайнеров и проектировщиков, используя самые инновационные технологии.

Каркас светильника Wireflow выполнен из алюминия. Модель имеет диффузер из пресованного стекла, светильник оснащён также стальными элементами. Выглядит как чертеж или изящный карандашный набросок:

На фото: современный светильник и люстра серии Vibia Wireflow

17 Задающий ритм

Vibia Rhythm — подвесной светильник с новаторским дизайном. Он состоит из блоков, каждый из которых может вращаться вокруг своей оси, что позволяет расположить их под любым углом. Светильники серии Rhythm имеют множество комбинаций и размеров, и могут принимать форму от мягких волн до хаотических структур. Лампы Rhythm идеально подходят для оформления как частных, так и общественных помещений.

На фото: Vibia Rhythm в горизонтальном и вертикальном расположениях

18 Страна чудес

Vondom — это светящаяся дизайнерская мебель из технологичного пластика. Каталог Vondom включает диваны и кресла, кровати, столы и стулья, светильники и аксессуары. Вся мебель бренда подходит для использования как в помещении, так и на открытом воздухе.

«Культура дизайна — ключ к нашему успеху. Это то, что подталкивает нас к созданию новых коллекций, которые дают пространствам новое измерение. Мы создаем диалог между окружающей средой и формой. Предметы Vondom превращают простейшее пространство в атмосферу, наполненную гламуром, уникальным и необычным. Так мы можем почувствовать, что мы здесь, чтобы жить, наслаждаться и окружать себя красотой».

На фото: Vondom Sabinas и напольный светильник Vondom The Second Light — утонченная душа и дух авангарда.

Большинство дизайнерских светильников отлично вписываются в любой современный интерьер. Можно выбрать визуально легкую модель на металлическом каркасе, эко-светильник из дерева или необычную лампу с абажуром из пластика или поликарбоната. Если вы подбираете оригинальное освещение для спальни или гостиной в классическом стиле, стоит обратить внимание на светильники из муранского стекла, а также хрустальные люстры. Представленные в статье светильники можно заказать в студии iB Gallery.

Светильники. Что нужно знать о классификации светильников

Правильно подобранные и расположенные элементы освещения влияют на атмосферу и настроение помещения, а также придают последнему неповторимый индивидуальный характер. Вопрос освещения занимает важное место в мире дизайна.

Именитые фабрики, такие как FLOS, LOUIS POULSEN, VIBIA, Catellani & Smith, Brand van Egmond, Lasvit и др., превращают производство осветительных приборов в настоящую философию света и создают дизайнерские светильники, которые находят своё место в самых разных интерьерах и экстерьерах.

В нашем блоге будет много статей об использовании разных типов светильников. Мы расскажем о правилах выбора, затронем моменты совместимости ламп и светильников, не забудем о технических аспектах. Но без знания теории и классификации сложно жить. Давайте немного в неё погрузимся.

Типологии светильников

Светильник — это прибор, перенаправляющий излучение источника света (лампы) и концентрирующий световой поток под определенным углом. В зависимости от типа светильника поток света внутри прибора в разной степени отражается, преломляется, искажается и ограничивается. Как правило светильники используют для освещения относительно близко расположенных объектов.

Читайте также:  Яркие акценты в интерьерном дизайне

Углубимся в классификацию. Светильник — это осветительный прибор. Как и прожектор. Именно так! Прожекторы не являются светильниками, а стоят с ними на одной ступени.

Параметр для отличия — угловая концентрация с разными коэффициентами усиления светового потока. Обычно прожекторы служат для освещения удаленных объектов, и чаще всего применяются в архитектурной подсветке.

Классифицируют светильники по самым разным характеристикам, начиная от расположения, заканчивая материалами и степенью защищённости. Мы познакомим вас с наиболее важными группами.

1. Классификация светильников по месту применения.

В первую очередь светильники делят на группы по месту применения:

  • для помещений;
  • для открытых пространств;
  • для экстремальных сред.

Представить светильники для помещения или для открытых пространств не составит труда: люстры, бра, торшеры, споты, всевозможные уличные светильники и т. д. Но что скрывается под классификацией «экстремальных» светильников?

К этой группе относятся преимущественно промышленные световые приборы, которые сохраняют свои функции в разных сложных условиях. Высокая или низкая температура, повышенная влажность или подводное пространство, мелкие частицы или пыль — в этих условиях необходимо использовать специальные светильники.

Подводные светильники для фонтанов. Disneyland.

2. Классификация светильников по способу распространения света.

В проектировании интерьера важную роль играет распределение света в помещении. Поэтому мы считаем, что определенно стоит рассмотреть классификацию светильников по способу распространения света:

2.1 — Создающие прямое освещение светильники

У светильников прямого света не менее 80% излучения направлено в нижнюю полусферу.

Примеры светильников прямого света:

Подвесной светильник Flos Smithfield S ECO Black F1361030

2.2 — Создающие отражённый свет

Светильники отраженного света направляют более 80% излучения в верхнюю полусферу. На свойства отраженного света влияют формы и направления источника света, а также ориентация отражающей поверхности и её свойства. Такой тип используют, когда есть необходимость избежать теней. В плане экономичности светильники отражённого света проигрывают светильникам прямого.

Примеры светильников отраженного света:

Напольный светильник Sorry Giotto 3 от Catellani&Smith

2.3 — Диффузные светильники (рассеянного света)

Светильники такого типа излучают свет равномерно во всех направлениях, создают мягкое освещение без засветов.

Примеры светильников диффузного света:

3. Классификация светильников по месту установки.

В свою очередь вышеперечисленные типы светильников подразделяются на группы по месту установки.

3.1 — Потолочные

Такие светильники изобилуют формами, различаются по стилям, размерам и способам исполнения. Важны в таком элементе интерьера и материал конструкции и используемый источник света, об этом расскажем отдельно в других статьях. Именно потолочный свет, как правило, является основным и задает характер всему помещению. По типу потолочные светильники разделяют на подвесные, накладные и встраиваемые.

Интересный пример подвесной конструкции — модель PH 50 знаменитой датской фабрики LOUIS POULSEN. Аскетичность стиля исполнения этих светящихся скульптур, безукоризненность линий и аутентичность форм от иконы мирового дизайна Поля Хеннингсена подойдет для самых разных интерьеров.

3.2 — Настенные

Такие светильники — незаменимые помощники дизайнеров интерьеров в различных проектах. Бра с мягким светом в зоне отдыха создаст атмосферу комфорта и тепла, а точечный светильник выгодно подчеркнет важный объект в интерьере.

3.3 — Настольные

Эти осветительные приборы — важная составляющая любого кабинета или рабочего места. Прикроватные светильники создают атмосферу уюта и комфорта в спальне. В разработке проектов дизайнеры всегда помнят о важности настольных светильников, которые помогаю решать функциональные задачи.

Взгляните на настольный светильник Kelvin итальянского бренда FLOS. Он выполнен в стиле минимализма. В нем сочетается утонченная простота, удобство и функциональность.Такой элемент декора универсален и отражает характер уверенных в себе людей. Расположить лампу можно под любым углом (двухколенная база светильника).

Чтобы включить светильник нужно просто прикоснуться к его поверхности. А еще он автоматически изменяет яркость светодиодов в зависимости от уровня окружающего освещения.

3.4 — Напольные

Наиболее удобный вид светильников. С помощью такого прибора можно временно добавить освещения там, где это необходимо (локальное освещение). Самым распространенным примером напольного светильника является торшер.

В этой статье мы затронули лишь основные моменты касающиеся классификации светильников. Подписывайтесь на наш блог, чтобы углубить свои знания в области искусства света, и не упустить новые статьи, в которых мы подробно расскажем о каждой группе. Мы будем рады увидеть ваши комментарии.

Освещение дома – секреты световых иллюзий

Если вы рассматриваете проект дизайна для вашего дома, то вы, вероятно, много думали о том, какой стиль мебели, сочетания цветов и материалов в интерьере подойдет вам лучше всего. Но задумывались ли вы об освещении? Освещение дома- это важная часть интерьера, которая может сделать цвета более яркими, создать уютную, рабочую или торжественную атмосферу в помещении. Хорошее освещение – это больше, чем красивые светильники. Освещение меняет настроение, восприятие интерьера и даже визуальный размер комнаты. Этим эффектом давно пользуются кино- и театральные осветители, а также фотографы, создавая простые и сложные световые иллюзии во время своей работы.

Размещение и тип осветительных приборов являются важными элементами дизайна интерьера, они создают общий образ жилища в комплексном сочетании с цветовой гармонией интерьера, площадью комнаты, мебелью и естественной освещенностью. Когда правильно подобраны все эти компоненты, помещение приобретает единое сочетание функциональности и стиля.

Световой поток в интерьере, с точки зрения дизайнеров, бывает трех видов:

1. Общее освещение жилого дома, выполняющее, по сути, функцию естественного дневного солнечного света. Этот тип освещения важен в вечернее и ночное время, потому что позволяет хорошо ориентироваться в темноте. Общее освещение лучше всего достигается за счет нескольких встраиваемых светильников, распределенных по всей площади потолка и направленных вниз. Единичный центральный потолочный светильник не может дать такого эффекта, так как остается много темных углов, и это приводит к ощущению того, что комната намного меньше, чем на самом деле. Но он прекрасно выполняет свои декоративные функции и в определенной обстановке служит именно для создания периферийных затененных областей.

2. Акцентное (направленное) освещение применяется для привлечения внимания к определенной зоне интерьера или создания декоративного эффекта. Для установки такого типа освещения не обязательно используются какие-то специальные световые приборы. Обычные бра, смонтированные на поворотных кронштейнах, обеспечивают точечную освещенность рядом с кроватью для чтения, но при установке вплотную к стене, с направленностью светового пучка вверх, они могут акцентировать свет по обе стороны зеркала. Направленное светодиодное освещение придает интерьеру чувственность и фокусирует взгляд на определенных объектах. Нет лучшего способа привлечь внимание к предметам интерьера, чем направленный луч света. Например, центральная люстра может обеспечить акцент над обеденным столом, а направленные вниз огни светильников могут осветить произведение искусства или яркую мебель.

3. Рабочее сфокусированное освещение служит для решения определенных задач. Например, рабочим освещением является светильник-торшер, расположенный в комфортном месте для чтения, или светильники в кабинете. А рабочее светодиодное освещение дома имеет особенное значение для здоровья зрения и для предотвращения усталости глаз.

Освещение в современном дизайне интерьера – «многослойное», сочетающее в себе все три типа светового потока. При этом традиционно выделяют два направления стиля освещения помещений – европейский, с обязательным применением центральной люстры, и американский, в котором преобладает использование торшеров, бра, различных настольных ламп и других элементов освещения.

Значительный эффект так называемых оптических иллюзий для корректировки жилого и рабочего пространства достигается за счет изменения яркости освещения отдельных областей в комнате.

Иллюзию увеличения высоты потолка легко сделать с помощью отделки последнего встроенными светильниками, при этом потолок как бы «парит» над помещением. Кроме того, «раздвинуть» комнату в высоту можно с помощью великолепных натяжных потолков с 3-D подсветкой, зеркальных натяжных и подвесных потолков. Зеркальные потолки почти до бесконечности увеличивают высоту пространства помещения.

Оптического увеличения помещения можно также достичь, равномерно освещая стены и углы в нижней части комнаты. В этом варианте комната будет выглядеть визуально шире. Освещение верхних углов комнаты, наоборот, сузит пространство.

Прямоугольное помещение примет более правильную, квадратную форму, если к монотонному освещению трех стен добавить ярко выраженный акцент света на четвертую стену.

Различные типы абажуров для светильников дополнительно помогут вам контролировать световые иллюзии. Форма, материал и его непрозрачность, – все это влияет на направление и распространение света, пропуская световые лучи вверх или вниз, и уменьшая блики.

И кончено же стоит отметить, что сегодня, современное освещение дома невозможно без присутствия светодиодных светильников,обладающих большим количеством преимуществ в сравнении с иными аналогами.

Таким образом правильный выбор освещения позволит вашему жилищу «сиять», создавая особую атмосферу и подчеркивая достоинства интерьера.

24 совета по освещению

Эксперты CG-индустрии рассуждают о ключевых приемах освещения, с помощью которых можно создавать еще более яркие 3D-арты.

НАБЛЮДЕНИЕ

Совет №01

Изучайте, как свет работает в реальном мире, как он отражается, в какие цвета окрашивает предметы и пр. Иногда он делает такое, чего никак не ожидаешь. Jason Scott

Совет №02

Начните читать книги по фотографии, например, таких фотографов, как Jimmy Nelson, Roger Ballen или любых других, стиль которых вам импонирует. Держите эти книги на рабочем или письменном столе, обращайтесь к ним каждый раз, когда вам грустно, компьютер рендерит или появилась минутка свободного времени. Затем начните «читать» сами фотографии, поскольку путем банального изучения картинки можно узнать много всего нового, интересного и полезного. Всмотритесь в тени и блики, задумайтесь, какую схему освещения использовал фотограф, каким целям служил тот или иной светильник. Некоторые источники света могут отделять сабж от заднего фона, в то время, как другие, наоборот, будут притягивать внимание зрителя к нему. Kevin Beckers

Совет №03

Сначала настройте шейдера, а уже затем приступайте к настройке света, поскольку освещение сцены без настроенных шейдеров – пустая трата времени. Начните с простого маленького светильника, никакого GI, самый обычный Area-светильник, чтобы проверить, как работают шейдера. И только после того, как все настроено, можно задуматься о более серьезном освещении. Mostafa Zaki

Совет №04

Читайте не только специализированные журналы по 3D, но и журналы по фотографии. В таких изданиях обычно довольно подробно разбираются темы освещения и композиции, приводятся подборки неплохих советов и хитростей, которые вполне могут вознести ваши 3D-рендеры на новый уровень. Kevin Beckers

Совет №05

Не становитесь покорным рабом фотореализма. Вы можете и должны использовать фото референсы, чтобы разобраться в устройстве тех или иных предметов, но всегда помните, что вы – художник, свет должен служить вашим нуждам, а не наоборот. Ivan Stalio

НАСТРОЙКА ОСВЕЩЕНИЯ

Совет №06

Потратьте время на настройку базового освещения, перед тем, как переходить к сложным материалам и текстурам. Сначала всегда нужно понять, как свет будет влиять на финальную композицию. При тестировании освещения я обычно использую базовые шейдера типа Diffuse, Glossy и Transparent. Ранняя настройка базового освещения убережет вас от многих ошибок в будущем, не придется изменять или повторно размещать объекты в сцене, когда они уже затекстурены, что впоследствии может сэкономить время. Кроме того, всегда нужно экспериментировать со схемами освещения, пробовать что-то новое, поскольку это может уменьшить время рендера. Thomas Cairns

Читайте также:  Кованая кровать в современных интерьерах

Совет №07

Всегда начинайте с самого простого, наименьшего светильника. Об этом постоянно говорят многие художники, но именно понимание этой простой истины помогает лучше ставить свет. Кроме того, вы и не заметите эффекта от самого маленького светильника, если начнете с самого большого. Если же тестировать освещение постепенно, переходя от простого к сложному, то проблем с чем-то более серьезным никогда не возникнет. Mostafa Zaki

Совет №08

Определитесь с основным источником света в самом начале. Иногда мы добавляем в сцену так много источников света, что под конец и не знаем уже, как каждый из них работает. Сосредоточьтесь на одном главном, выберите желаемые ракурс и интенсивность, после чего начинайте создавать второстепенные заполняющие светильники. Jonathan Ball

Совет №09

Постоянно экспериментируйте, пробуйте разнообразные светильники. Каждый раз я стараюсь настроить освещение по-другому, экспериментируя со светом. Ivan Stalio

Совет №10

Контрастное освещение наполнит сцену драматизмом, сделает ее более эффектной и интересной. Попробуйте сыграть на контрасте теплых и холодных тонов, найдите баланс между одним большим и множеством мелких светильников. Waldemar Bartkowiak

Совет №11

Разнообразьте цветовую палитру. Помните, что с помощью каналов или карт можно добиться различных результатов при использовании одинаковых светильников. В таком случае, результат будет оригинальным. Ivan Stalio

Совет №12

Помните о композиции, стройте ее с помощью света. Осветлите область, которая должна быть сразу же заметна, направляйте взгляд зрителя с помощью лучей света. Для создания лунного света в работе «Master of the Books» я использовал три источника света, размещенных в одном месте, сразу же над дырой в потолке, все они смотрели вниз:

  • Бледно-голубой светильник радиусом 5° и интенсивностью 10%. Его целью было осветить пол и высветить основные элементы в центре сверху.
  • Большой светильник типа Area, размером больше дыры в потолке. Он был темно-синий, с интенсивностью 180% и затуханием, для которого я использовал параметр Inverse Distance Squared. Свет от него достигал пола библиотеки, заливая всю комнату мягким голубым цветом. Такие большие источники света обычно отбрасывают красивые, мягкие тени.
  • Последний светильник был удаленным, для объемного света. Он никак не влиял на Diffuse или Specular, создавая вместо этого столб света, проникающий извне сквозь дыру в потолке и направленный вниз. Интенсивность этого источника света была 100%, параметр Effect Dissolve составлял 20%, остальные настройки я оставил дефолтными. Размером этот светильник не превосходил дыру в потолке, в длину был практически таким же, как и сама библиотека. Это помогло мне добиться желаемого затухания, учитывая мой ракурс камеры. Цвета он был белого, так верхняя часть библиотеки освещалась всеми оттенками синего, дополнительно подчеркивая лучи лунного света. Waldemar Bartkowiak

ЭФФЕКТЫ И ТЕНИ

Совет №13

Всегда настраивайте гамму. Физически корректная гамма составляет 2.2, но чаще всего это значение не дает желаемого результата. Обычно я использую гамму 1.6, 1.8 или 1. Помните, что в своем мире законами физики управляете вы, все зависит от обстоятельств. Jason Scott

Совет №14

Не бойтесь темных участков на изображении, не все же должно быть ярко освещено, темные участки лишь добавляют атмосферности. Терпеть не могу фильмы, снятые в темных помещениях, пещерах или неосвещенных комнатах, которые затем вручную освещаются некачественным светом, в котором видно все до мельчайших деталей. Это портит всю атмосферу. Jonathan Ball

Совет №15

Невидимое глазу – важно, поскольку мы может использовать темноту и тени. Jason Scott

Совет №16

Помните о свете за камерой. Представьте себе город ночью, вы рендерите его небольшую область со зданиями. В действительности такой кадр будет освещаться еще светом от зданий, автомобилей, неоновых вывесок и пр., расположенных за пределами основной сцены, все это только добавляет вторичного освещения и отражений. Создавайте дополнительные источники света, расположенные за камерой, для имитации такого эффекта. Jonathan Ball

Совет №17

Используйте объемное освещение без фанатизма, помня при этом, что оно может добавить сцене эффектности. Особенно хорошо такой подход работает при освещении интерьеров и может акцентировать внимание зрителя на главном объекте. Thomas Cairns

Совет №18

При необходимости старайтесь настраивать в сцене сложные тени. Даже если окружение за пределами интерьера не нужно моделировать, оно может сделать тени в сцене более эффектными. Это могут быть как текстуры с альфа-каналом, так и, например, капли дождя, расположенные на пути источника света. Thomas Cairns

Совет №19

Ломайте свет с помощью, например, карты Noise, назначенной в Projector Map в 3ds Max, или разместите перед источником света дерево, что сделает рендер более реалистичным, а интенсивность света разнообразной. Рендер с таким освещением сразу же будет выгодно отличаться от идеального CG-освещения. Карта Dirt, назначенная на Specular или Bump, также поможет избавиться от равномерности, присущей CGI. Kevin Beckers

Совет №20

Светящаяся геометрия/полигоны или Lumigons в MODO помогают создавать более сложное освещение. В большинстве случаев мне недостаточно обычного фотореалистичного света, даже если я работаю над сценой вне помещения. Иногда кроме солнечного света я использую дополнительные светильники, чтобы сделать затененные участки изображения более читаемыми или выделить какой-то определенный элемент или деталь. Ivan Stalio

Совет №21

Частички пыли, витающие в воздухе, делают сцену более яркой. Их роль может сыграть система частиц или обычная геометрия с альфой в сочетании с объемным светом. Эти частицы будут освещаться всеми светильниками, добавляя рендеру эффектности. Waldemar Bartkowiak

Совет №22

В Blender я часто создаю плоскости с эмиссионым материалом и светильники насыщенных цветов, которые использую в сочетании с другими плоскостями, расположенными в противоположной стороне и светильниками контрастных, менее ярких цветов. В итоге это создает в сцене интересные цветовые эффекты. Jonathan Ball

Совет №23

Не бойтесь использовать волюметрическое освещение в сочетании с туманом. Это не только добавит изображению глубины, но и поможет в создании атмосферы таинственности. Можно также добавить эффекты типа дымки с помощью обычной текстуры. Хорошим примером такого подхода будет свет, бьющий в окно запылённой комнаты или лучи солнца, пробивающиеся сквозь облако. Взаимодействие с окружением делает такие источники света более яркими и эффектными. Waldemar Bartkowiak

Совет №24

Творящая чудеса постобработка. Она, вне всяких сомнений, является одним из мощнейших инструментов 3D-артиста, но при этом не стоит целиком полагаться на нее. Старайтесь максимально использовать возможности освещения 3D-редактора, в котором вы работаете. Даже при рендере по пасам делайте эти самые пасы божественными, не дожидаясь поста. Mostafa Zaki

Эксперты:

Читайте в нашей предыдущей статье о том, как сделать CG-рендер более реалистичным.

Освещение вертикальных поверхностей

Светодизайн — уникальная дисциплина, лежащая на стыке науки и искусства. Её родоначальником является Ричард Келли — выпускник Йельской школы архитектуры, родившийся в 1910 году. Этот человек посвятил тридцать лет своей жизни экспериментам со светом и разработал целую систему консультаций по вопросам размещения осветительного оборудования. Именно он в 50-х годах сформулировал знаменитую теорию о трёх функциях света, на которую опирается большинство современных специалистов в области светового дизайна. Существует свет, чтобы:

  1. видеть (общее освещение);
  2. увидеть (акцентное освещение);
  3. смотреть (декоративное освещение).

Умело сочетая эти три функции света, можно добиться желаемой атмосферы практически в любом помещении. Это может быть успокаивающий рассеивающий свет чилаут зоны или хорошо освещённый кабинет, выставочная галерея или каминный зал в загородном клубе. Имея в распоряжении все три инструмента для создания общего, акцентного и декоративного освещения, хороший дизайнер способен творить чудеса.

О важности общего света

Функционал общего света безоговорочно можно назвать самым важным компонентом, ведь он напрямую влияет на комфортность нашего пребывания в помещении. Акцентное и декоративное освещение несут важные дополняющие функции, но сами по себе они не могут создать той атмосферы, которую задаёт общий свет.

Один из лучших способов организовать естественный и комфортный для глаз свет — это прибегнуть к освещению вертикальных поверхностей. Такой приём имеет вполне логичное объяснение с точки зрения психологии восприятия. Оглянитесь по сторонам: большая часть света, который попадает на нашу сетчатку, отражается именно от вертикальных поверхностей. Для нас естественно замечать предметы, находящиеся в вертикальной плоскости. Наш взгляд почти всегда параллелен земле, и мы видим окружающие нас объекты за счёт отражённого от вертикальных поверхностей света. Вот почему даже слабая или умеренная подсветка стен всегда будет «считываться» нашим визуальным восприятием намного лучше, чем интенсивная горизонтальная.

Разница в восприятии вертикальной и горизонтальной освещенности. Слева средняя освещенность стены 140 лк, пол 100 лк.
Справа: стена 100 лк, пол 320 лк.

Карта освещенности в т.н. фиктивных цветах. Более интенсивная окраска показывает наиболее освещенные плоскости.

Взгляните на иллюстрацию. В левой части освещение реализовано при помощи трёх светильников для освещения стен (Волвошеров) суммарной мощностью 45 Вт. В правой — посредством пяти даунлайтов общей мощностью порядка 65 Вт. Как вы можете убедиться, визуально более привлекательно выглядит пространство, где в роли источника света выступают волвошеры. Несмотря на меньшую мощность осветительных элементов, за счёт их правильной направленности создаётся равномерное, комфортное для глаз освещение, в то время как даунлайты освещают преимущественно пол под собой. В случае с волвошерами свет ложится на стену равномерно, заливая её полностью, что делает пространство визуально более привлекательным. Даунлайты же создают яркое пятно на полу, освещая стену лишь косвенно.

Освещение вертикальных поверхностей в современном световом дизайне

Светильники для освещения стен пользуются большой популярностью в дизайне интерьеров. С их помощью можно решить огромное количество задач, притом как сугубо утилитарных, так и довольно творческих. Перечислим некоторые из них.

  • Увеличение светового комфорта

Освещение вертикальных поверхностей создаёт предпосылку для правильного «считывания» пространства в более привычной для нашего восприятия плоскости.

  • Повышение читаемости информации, размещённой на вертикальных плоскостях

Стены, освещённые волвошерами, становятся более привлекательными для глаз. Это позволяет сфокусировать на них дополнительное внимание, чем часто пользуются при организации пространства торговых залов, картинных галерей и музейных экспозиций.

  • Визуальное увеличение пространства
Читайте также:  Напольные вазы как элемент декора

Равномерное освещение вертикальных поверхностей позволяет визуально увеличить площадь комнаты. Залитый светом периметр стен уже не воспринимается глазом как сдерживающий фактор, гармонично вплетаясь в концепцию нашего визуального восприятия.

  • Решение творческих задач

Волвошеры позволяют реализовать различные творческие концепции. Так, к примеру, дизайнер может подчеркнуть цвет стен или обыграть их фактуру.

Освещение вертикальных поверхностей может быть достигнуто тремя способами

  • Рассеянный свет во все стороны

Один из самых простых и эффективных способов создать качественное равномерное освещение — это прибегнуть к источникам рассеянного света. Однако в таком случае деление пространства на зоны может быть затруднено, так как освещение перестаёт быть контрастным, а все освещаемые поверхности и объекты будут выглядеть плоскими. Исчезает многоплановость пространства. Кроме того, может наблюдаться визуальное занижение потолка .

  • Использование поворотных даунлайтов

Направив на стену поворотные даунлайты, можно сформировать на ней зрительный акцент и получить вполне приемлемое освещение. Правда, говорить о равномерности в данном случае не приходится. Не будучи оборудованными специальной оптикой, поворотные даунлайты могут дать пятно или полосу света. В силу особенностей конструкции они просто не способны осветить всю стену целиком. Появляется неравномерная освещённость и, как следствие, избыточно высокий контраст, что повышает зрительную нагрузку и ухудшает восприятие пространства.

  • Использование специальных осветительных приборов

Направленное световое оборудование, оснащённое специальной оптикой — это лучший способ добиться равномерного освещения вертикальных поверхностей. Такие светильники решают всего одну задачу, но делают они это безупречно.

Волвошеры — идеальные светильники для освещения стен

Волвошеры (от англ. wall washing – заливка стен) — это светильники с особыми оптическими характеристиками, разработанные специально для освещения вертикальных поверхностей. Обычно эффект рассеивания и равномерной заливки стены светом достигается при помощи системы линз и рефлекторов. Располагаясь под правильными углами и на тщательно выверенном расстоянии друг от друга, они переотражают свет от источника таким образом, чтобы он как можно более равномерно ложился на плоскость.

Слева классический даунлайт, справа ассиметричное светораспределение волвошера.

Пример оптических схем и кривых силы света.

Типы волвошеров

Несмотря на общие задачи, волвошеры могут быть реализованы в различных корпусах. Довольно часто можно встретить световые приборы, реализованные на базе светильников прямого света, однако с измененной оптической частью.

Точечные

Преимущество точечных приборов в их компактности и простоте монтажа. Корпус может быть как круглым, так и квадратным. Кроме того, точечные светильники могут быть выполнены в разных размерах и вариантах мощности. Это дает возможность решать задачу освещения стен почти любой высоты.

Светильники Aledo PLUS, серия SKILL. Слева классический даунлайт, справа — волвошер.

Светильники Deltalight, серия IMax.Слева классический даунлайт, справа — волвошер.

Светильники Reggiani, серия Mood.Слева классический даунлайт, справа — волвошер.

Линейные

Хорошим заливающим эффектом обладают линейные светильники с оптикой Wallwasher. Они компактные и обладают сравнительно высокой световой эффективностью. Малый размер корпуса и особенности светораспределения позволяют делать как сплошные световые линии, так и устанавливать приборы с определенным шагом.

Светильники Neko Lighting, серии Fusion. Слева классический даунлайт, справа — волвошер.

Светильники IGuzzini LaserBlade. Слева даунлайт High Contrast, справа — волвошер.

Подвесные светильники Aledo PLUS серии S-Link.Слева классический даунлайт, справа — волвошер.

Трековые

Светильники на шинопроводе чаще всего применяются там, где важна гибкость светового решения. Трековые светильники-волвошеры чаще всего встречаются в музеях и галереях, а также в ритейле. Монтаж прожекторов на трек подойдет для помещений со сложными потолками. Например, если потолки слишком высокие или конструкция потолка не позволит встроить светильники. Еще одно преимущество – возможность изменения конфигурации освещения уже после установки.

Светильники Aledo серии Plank (слева) и Plank Wall Washer (справа).

Светильники Prolicht серии Centriq с акцентной оптикой (слева) и оптическим блоком wall washer (справа)

Светильники Lighting Services Inc cерии LX, слева классический акцентный светильник, справа модификация wall washer

Качество освещения вертикальных поверхностей напрямую зависит от правильности выбора корпуса волвошера, его расположения, мощности, а также от учёта всех особенностей и нюансов помещения. В данных вопросах профессиональные светодизайнеры предпочитают полагаться больше на формулы, чем на визуальное восприятие, так как качественное освещение стен — это результат жёсткой математики. По нашему опыту, лучшая расстановка светильников для каждой задачи определяется с помощью светотехнического расчета.

Модели освещения

Основные обозначения

– единичный вектор нормали в точке.

– единичный вектор направления на источник света.

– единичный вектор направления на камеру (наблюдателя).

– биссектор векторов на источник света и камеру.

– косинус угла между нормалью к поверхности в точке и направлением на источник света.

– косинус угла между нормалью к поверхности в точке и направлением на камеру.

Ламберт

Простейшая модель освещения – чисто диффузное освещение. Считается, что свет падающий в точку, одинакового рассеивается по всем направлением полупространства. Таким образом, освещенность в точке определяется только плотностью света в точке поверхности, а она линейно зависит от косинуса угла падения.

Для отсечения случая, когда косинус угла отрицателен, в уравнение включено отсечение значений косинуса, меньших нуля.

На скриншоте приведено изображение, получаемое при помощи этой модели. Ниже приводятся вершинный и фрагментный шейдеры на GLSL, реализующие данную модель освещения.

Wrap-around

Также встречается небольшая модификация модели Ламберта, увеличивающая освещаемую область, за счет смещения f.

Чайник, освещенный при помощи модели освещения wrap-around.

Ниже приводится фрагментный шейдер, соответствующий данной модели освещения. Вершинный шейдер совпадает с вершинным шейдером для модели Ламберта.

Одной из самых распространенных моделей освещения, поддерживающих блики (specular hilights) является модель Фонга.

Через r в этой модели обозначен вектор, получающийся при отражении вектора наблюдателя относительно нормали. Если все вектора единичные, то справедлива формула:

Ниже приводятся соответствующие вершинный и фрагментный шейдеры.

Блинн

Еще одной достаточно распространенной моделью, дающей бликовое освещение, является модель Блинна.

Изотропная модель Ward

Еще одной достаточно простой моделью, поддерживающей блики, является изотропная модель Варда. Бликовое освещение определяется по следующей формуле:

В этой формуле параметр k отвечает за неровность поверхности. Ниже приводится изображение чайника, освещенное при помощи э той модели.

Орен-Наяр

Модель освещения Ламберта хорошо работает только для сравнительно гладких поверхностей. В отличии от нее модель Орен-Найара основана на предположении, что поверхность состоит из множества микрограней, освещение каждой из которых описывается моделью Ламберта. Модель учитывает взаимное закрывание и затенение микрограней и также учитывает взаимное отражение света между микрогранями.

По этой модели, освещение задается следующей формулой:

Параметры модели определяются по следующим формулам:

Параметр отвечает за неровность поверхности, чем он больше, тем более неровной является поверхность.

Ниже приводится изображение чайника, освещенное при помощи модели Орен-Найара.

На следующем листинге приведен фрагментный шейдер для модели освещения Орен-Найара.

Cook-Torrance

Одной из наиболее продвинутых и согласованных с физикой является модель освещение Кука-Торранса. Она также основана на модели поверхности состоящей из микрограней, каждая из которых является идеальным зеркалом. Модель учитывает коэффициент Френеля и взаимозатенение микрограней.

В данной модели (как и в модели Орен-Найара) считается что угол между нормалью к микрограни и нормалью ко всей поверхности является случайно величиной, подчиняющейся закону распределения Бэкмена:

За затенение отдельных микрограней отвечает функция :

Ниже приводятся два изображения чайника, освещенные при помощи этой модели.

Ниже приводятся вершинный и фрагментный шейдеры для этой модели.

Анизотропная модель

Все ранее рассмотренные модели являются изотропными, т.е. при повороте поверхности вокруг вектора нормали, освещение в точке не изменяется. Однако есть целый ряд материалов (например поверхность компакт-диска) для который это условие не выполняется.

Используемые для освещения подобных поверхностей модели называются анизотропными. При этом, для того чтобы можно было учитывать поворот грани вокруг вектора нормали, на поверхности нужно ввести поле касательных векторов, т.е. каждой точке поверхности сопоставляется касательный вектор, перпендикулярный нормали. По касательному вектору и нормали можно найти еще один вектор, перпендикулярный нормали, так называемую бинормаль.

Взятые вместе, нормаль, касательная и бинормаль образуют так называемый касательный базис.

Простейшая анизотропная модель освещения основана на довольно простой модели – вся поверхность считается состоящей из бесконечно тонких нитей. Тогда в качестве касательного вектора в точке выступает касательная к нити, проходящей через данную точку.

Модель освещения для отдельной нити основывается на модели Блинна или Фонга где в качестве нормали выступает вектор, перпендикулярный вектору нормали, и дающий наибольшее значение для диффузной и бликовой составляющих освещения.

Ниже приводится изображение тора, освещенного при помощи этой модели.

Ниже приводятся вершинный и фрагментный шейдеры, реализующие данную модель освещения.

Анизотропная модель Ward

Также существует анизотропный вариант модели освещения Варда, параметр k как и ранее отвечает за неровность поверхности.

Ниже приводится изображение тора, освещенного при помощи анизотропной модели Варда.

Minnaert

Эта модель была предложена для моделирования освещения планет, также довольно хорошо она подходит для моделирования некоторых видов ткани, например вельвета.

Ниже приводится изображение чайника, освещенного при помощи этой модели.

Ashikhmin-Shirley

Одной из наиболее сложных анизотропных моделей освещения является модель Ашихмина-Ширли. Ниже приводятся формулы для расчета диффузной и бликовой компонент.

На скриншоте ниже приведено изображение тора, освещаемое по этой модели.

Ниже приводится фрагментный шейдер, реализующий данную модель освещения.

Toon shading

Существуют модели освещения, изначально ориентированные на получение изображения, выглядящее как нарисованное человеком. Простейшей подобной моделью является так называемое toon shading. В этой модели освещенность, полученная из одной из стандартных моделей освещения, дискретизируется, приводя к появлению небольшого числа областей с постоянным освещением.

Ниже приводится изображения чайника, построенное таким образом – освещенность от модели Ламберта была модифицирована, как показано на приводимом ниже фрагментном шейдере.

Gooch

Еще одной искусственной моделью освещения является модель Ами Гуч. В этой модели диффузная освещенность из модели Ламберта используется для смешивания двух оттенков – “теплого” и “холодного”.

Можно слегка изменить стандартную модель освещения, добавив в нее подсветку краев, т.е. мест, где вектор нормали перпендикулярен вектору на наблюдателя.

Subsurface scattering

Можно слегка модифицировать одну из обычных моделей освещения для имитации эффекта подповерхностного рассеивания (subsurface scattering).

Bidirectional Lighting

Кроме модели Гуч есть еще несколько простых моделей освещения, использующие интерполяцию между двумя или тремя цветами. Одной из таких моделей является модель bidirectional lighting. Ее можно рассматривать как освещение сразу с двух противоположных сторон сторон источниками с разными цветами:

Hemispheric Lighting

Эта модель подобно модели Гуч использует диффузную освещенность для линейной интерполяции цветов.

Trilight Model

Данная модель является обобщением двух предыдущим, более подробно о чей можно прочесть в здесь.

Ссылка на основную публикацию