Домик знаменитого архитектора для отдыха и релаксации

20 домов, поразивших мир своим смелым дизайном

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Вы когда-нибудь задумывались, как выглядят самые дорогие дома в мире и какие жилища строят себе архитекторы? Где живут супергерои-миллиардеры из голливудских фильмов, у кого вместо крыши бассейн, и как выглядит самый узкий в мире дом? AdMe.ru приготовил для вас подборку необычных домов, вилл и особняков, поразивших весь мир своим смелым дизайном.

Стеклянный дом (Япония)

Этот невероятный дом создан для любителей естественного света, которые не прочь пожить у всех на виду. Здание находится на самой густонаселенной улице Токио. Здесь нет отдельных комнат, но есть разные уровни и «ветви», чтобы все жители дома постоянно чувствовали себя частью единого сообщества.

Гелиодом (Франция)

Дом, похожий на юлу, придуман как экологичное жилище. Он расположен под определенным углом к солнцу, чтобы получить максимум энергии благодаря солнечным панелями. Этого вполне хватает для обогрева, освещения и других нужд.

Дом-раковина «Наутилус» (Мексика)

Воплощение органической архитектуры в сочетании с эстетикой биотека. Лучи света, проникающие через разноцветные стекла, наполняют дом яркими бликами. Шершавые на ощупь крепкие стены легко устоят при землетрясении, по полу стелется живой растительный ковер, а тропинки из камня ведут к жилым комнатам.

Дом-камень (Португалия)

Это загадочное жилище напоминает дом пещерного человека, дожившего до наших дней. Построенный между двух камней, покрытый мхом и черепицей, с открытым бассейном и каменным сараем, он привлекает тысячи туристов ежегодно.

Дом-гусеница (Чили)

12 морских грузовых контейнеров пригодились Себастьяну Ирразавалу, чтобы построить для своей семьи современный и экономичный дом. Благодаря продуманному дизайну и правильному расположению стекол основные комнаты максимально заполнены солнечным светом от восхода до заката.

Дом-отшельник на реке Дрина (Сербия)

Раз в несколько лет бурные потоки реки уносят дом, но местные жители каждый раз восстанавливают его. Самая первая избушка появилась здесь в 1969 году. Тогда здесь собиралась молодежь, звучали песни. Сегодня домик можно арендовать на пару дней для отдыха.

Стеклянный павильон (США)

Этот современный дом в духе минимализма, сделанный из самых дорогих и роскошных материалов, стоит $ 29 млн. Детище архитектора Стива Германа, который потратил на его строительство 6 лет, он превосходен вплоть до мелочей, но до сих пор не может найти себе жильцов.

The Hole House, или По ту сторону «черной дыры»

На месте двух обветшалых домов в Хьюстоне в 2005 году появилась черная дыра! Это — удивительное творение двух американских художников и дизайнеров Дэна Гавела и Дина Рака, которое они назвали «Инверсия». Им пришла в голову идея построить удивительный дом-туннель, чтобы еще раз напомнить людям, насколько хрупкой является временно-пространственная материя.

Особняк Железного человека (США)

Шикарный особняк Razor Residence известен киноманам как резиденция Железного человека из одноименного фильма по комиксам Marvel. Хотя в фильме благодаря спецэффектам дом выглядит немного иначе снаружи, после ошеломительного успеха картины в прокате дом ушел с молотка за $ 117 млн сразу после окончания съемок.

Дом Хоббита (Великобритания)

Домиком, напоминающим жилище хоббита, мало кого увидишь. Но здесь речь идет об автономном экожилище. На его постройку ушло 3 000 евро и лишь натуральные материалы, а его главный проектировщик выложил в сеть все чертежи и подсказки для тех, кто захочет построить такой же. Затерянный в лесах Уэльса, его дом существует независимо от внешнего мира.

7 домов, которые известные архитекторы построили для себя

Совсем недавно мы рассказали, как живут известные архитекторы и показали вам «горячую восьмерку» невероятных интерьеров. Готовы получить новую порцию вдохновения от признанных гениев архитектуры? Сделали подборку оригинальных домов, выстроенных всемирно известными мастерами лично для себя. Есть чему удивиться!

Константин Мельников

Этого архитектора называют «советским Гауди». В 2001 году Константин Мельников был назван самым выдающимся отечественным архитектором XX века в результате опроса, проведенного среди членов Российской академии архитектуры и строительных наук.

В период советского равенства и однообразия ему удалось создавать поистине гениальные вещи. Именно Мельников – автор первого саркофага для тела Ленина, дворца культуры имени Русакова, гаража «Интуриста».

Где жил Константин Мельников? Этот крайне необычный и сегодня, и уж тем более в 30-х годах XX века дом расположен в Москве, в Кривоарбатском переулке. Особняк известен далеко за пределами России и по праву считается шедевром архитектурного наследия.

Цилиндрическая форма, окна-соты, огромная мастерская, одна-единственная, общая для всех членов семьи, спальня и полная гордости надпись «Константин Мельников архитектор» над входом. К слову, этот невероятный дом был выстроен в период обострения квартирного вопроса!

Геррит Ритвельд

Главный голландский архитектор-модернист Геррит Ритвельд – создатель музея Ван Гога в Амстердаме, автор легендарного красно-синего стула и стула «Зигзаг». Дизайнер мебели, участник художественной группы «Стиль», один из создателей стиля неопластицизм.

Где жил Геррит Ритвельд? Трудно поверить, что этот дом для вдовы Трюс Шредер и ее троих детей стал одной из первых архитектурных работ Ритвельда. А в процессе его строительства мастер так сдружился с заказчицей, что и сам поселился с ней в доме и прожил здесь всю свою жизнь.

Прямоугольные формы, белые и серые стены, яркие вертикальные цветные линии. Кажется, что архитектор буквально перенес в трехмерное пространство полотно абстрактной живописи! Интересно также, что внутренняя отделка исполнена в той же цветовой гамме, что и наружные стены. К слову, с 2000 года этот дом входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вальтер Гропиус

Немецкий архитектор, учредитель Баухауза (учебное заведение в Германии с 1919 по 1933 годы, художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, а также ведущее модернистское архитектурное направление 30–60-х годов XX века).

Среди архитектурного наследия, оставленного Вальтером Гропиусом, – здание посольства США в Афинах, памятник жертвам Капповского путча в Веймаре, здание Баухауза в Дессау и многие другие работы и проекты.

Где жил Вальтер Гропиус? В 1930-х годах архитектор переехал в США, и выстроил для себя и своей семьи в Линкольне, штат Массачусетс, дом, ставший сам по себе культурным событием. Он был решительно не похож на все традиционные постройки: четкое разделение интерьера на зоны, щедрое естественное освещение, гармоничное сочетание функциональности и стиля.

Позже, преподавая в Гарвардской школе дизайна, Вальтер Гропиус использовал свой дом как своеобразное учебное пособие, наглядно показывая ученикам, что такое современная архитектура. Согласитесь, и на сегодняшний день постройка выглядит более, чем актуально.

Гуннар Асплунд

Известный шведский архитектор, вдохновитель и родоначальник функционализма в Швеции.

Среди важнейших проектов Гуннара Асплунда – здание Стокгольмской библиотеки, ансамбль Лесного кладбища в Стокгольме (ныне – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО), Бактериологический институт в Стокгольме.

Где жил Гуннар Асплунд? Сложно поверить, что эта довольно невзрачная на первый взгляд постройка – дом гениального, всемирно известного архитектора.

Однако при ближайшем рассмотрении становится заметно, что постройка идеально вписана в окружающую местность, в интерьере очевидно внимание к тончайшим деталям, а сам дом являет собой абсолютное отражение архитектурных принципов Асплунда: функциональность в невероятно эстетичном исполнении.

Филип Джонсон

Основоположник и ведущий представитель «интернационального стиля» в американской архитектуре середины XX века. Подарил миру небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, «Губную помаду» на Манхеттене, Ворота Европы в Мадриде, здание корпорации «Сони» в Нью-Йорке и многие другие выдающиеся архитектурные работы.

К слову, именно Филип Джонсон стал лауреатом первой в истории Притцкеровской премии – самой престижной награды за достижения в области архитектуры.

Где жил Филип Джонсон? Этот, мягко говоря, не совсем обычный дом был построен недалеко от города Нью-Канаан, в штате Коннектикут, США. По сути, он представляет собой стеклянный параллелепипед. Металлический каркас, стекла вместо стен и практически полное отсутствие перегородок. Во встроенном цилиндрическом помещении – ванная комната.

Справедливости ради отметим, что архитектор не проживал здесь постоянно, но регулярно использовал дом для отдыха в выходные дни. И хотя сам по себе дом не отличался внушительной площадью, размеры участка позволяли не опасаться любопытных глаз.

Ле Корбюзье

Французский архитектор, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер Ле Корбюзье, кажется, значительно опережал свое время.

В своих проектах он одним из первых использовал приемы, знакомые и привычные нам сегодня: объемы-блоки, приподнятые над землей с помощью колонн, крыши-террасы («сады на крыше»), свободную планировку.

Архитектор оставил потомкам множество проектов, среди которых – невероятная, ни на что не похожая бетонная паломническая церковь Нотр-Дам-дю-О, Национальный музей западного искусства в Токио, здание Центросоюза в Москве.

Где жил Ле Корбюзье? Трудно поверить, рассматривая проекты архитектора – масштабные, поражающие формами и актуальностью по сей день, что сам он жил в хижине, больше напоминающей сарай. Строго говоря, это миниатюрное строение – даже не дом, а пристройка к ресторанчику, которым владел друг мастера.

«У меня есть замок на Лазурном Берегу», – говорил Ле Корбюзье. Но честно добавлял: «Размером 3,66 на 3,66 метра». Ле Корбюзье отказался от кухни, предусмотрев прямой вход из домика в ресторан. Оснастил свое жилье простейшей вентиляцией, канализацией, обзавелся минимально необходимой мебелью и сделал выбор в пользу настенной живописи. Как уверял мастер, лучше всего человек себя ощущает в доме, до противоположных стен которого можно дотянуться руками. Что ж, его явно нельзя упрекнуть в непоследовательности.

Алвар Аалто

Крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современной школы дизайна. На родине все проекты Алвара Аалто считаются национальным достоянием и бережно сохраняются.

Среди самых ярких реализованных проектов мастера – библиотека в Выборге и церковь Трех крестов в пригороде южнокарельского города Иматра.

Домик знаменитого архитектора для отдыха и релаксации

Когда известный архитектор выступает в роли исполнителя и заказчика одновременно, рождаются удивительные здания, в которых воплощены самые смелые и креативные идеи мастера. Например, именно так появился российский цилиндр с окнами-сотами, американский особняк без стен, британская полуподземная вилла и шотландский таунхаус-трансформер. Собственный дом — это настоящее поле для творчества. Ведь именно здесь талантливые мастера могут делать все, что посчитают нужным. Вот десять самых интересных зданий, которые архитекторы построили для себя.

Читайте также:  Эффектные и современные стеклянные фасады домов: 40 фото

Дом-мастерская Мельникова, Россия

Дом-мастерская одного из самых известных архитекторов советского авангарда расположен в Кривоарбатском переулке в Москве. Это трехэтажная постройка из двух «‎врезанных» друг в друга вертикальных цилиндров. На крыше одного из них оборудована небольшая терраса, где родные архитектора любили пить чай и загорать. По легенде форму здания придумал не Константин Мельников, а его маленькая дочь. Архитектор попросил девочку нарисовать дом ее мечты, а в 1929 году воплотил рисунок в реальность. При строительстве особняка он использовал самые простые и дешевые материалы — доски и кирпич. Стены мастерской Мельникова напоминают пчелиные соты. Этот эффект создается за счет многочисленных шестигранных просветов, пронизывающих фасад. Кстати, внутри здания нет несущих столбов — дом держится благодаря особой кладке.

Cаbanon Ле Корбюзье, Франция

«Кабанон» не дом в привычном понимании. Это 15-метровая хижина из дерева и фанеры, построенная на Лазурном Берегу Франции. Сам Ле Корбюзье предпочитал называть ее «замком». Именно здесь гениальный новатор вместе с женой Ивонной проводил последние годы своей жизни. В незамысловатом жилище все продумано до мелочей — ни один квадратный сантиметр не пропал даром. Высота потолков и размеры комнат были рассчитаны на основе «золотого сечения» и роста среднего человека с поднятой правой рукой. А потому, даже несмотря на скромную площадь, разместилось все необходимое для жизни: рабочее место, зона отдыха, шкафы, сантехника и простая система вентиляции. В кухне Ле Корбюзье не нуждался — он пристроил хижину к кафе своего друга. А один из выходов «Кабанона» вел прямо в обеденный зал.

Casa das Canoas Оскара Нимейера, Бразилия

Латиноамериканский архитектор Оскар Нимейер — полная противоположность Ле Корбюзье. По его словам, функциональность зданий является важной составляющей, но не главной. Архитектура Нимейера всегда отличалась особой поэтичностью и мягкостью, вот и для своей семьи он построил удивительный изогнутый особняк из зеркального стекла и белоснежного бетона. Дом расположен среди банановых и джекфрутовых деревьев в пригороде Рио-де-Жанейро, рядом с океаном. На создание проекта Нимейера вдохновила богатая природа Бразилии и плавные линии женского тела. Поэтому бетон выглядит таким же пластичным и природным, как глина, а стеклянные стены на первом этаже стирают границы между жилым пространством и окружающей средой. Центр композиции — кусок скалы, органично вписанный в интерьер.

Gehry House Фрэнка Гери, США

Перестроенное до неузнаваемости типовое калифорнийское бунгало в Санта-Монике — предмет неутихающих споров. Кто-то называет эту постройку курятником, а кто-то — шедевром. Чтобы не соседствовать со странным зданием из строительного мусора, волнистого стеклопластика, гофрированной стали и металлических сеток, буржуазные жители близлежащих домов продали свою недвижимость и переехали из зажиточного пригорода в другие районы. А вот эксперты высоко оценили проект Фрэнка Гери. За эту работу канадец получил престижную премию Американского института архитекторов. Сам Гери называет особняк своей «архитектурной лабораторией» и не прекращает его совершенствовать, поскольку потребности семьи меняются. А еще, по словам канадца, незавершенность «всегда более поэтична, чем законченная работа».

Стеклянный дом Филипа Джонсона, США

Филип Джонсон — первый лауреат Притцкеровской премии и пропагандист интернационального стиля. Он также известен как архитектор небоскребов. Но для себя Джонсон построил небольшой одноэтажный дом без внешних стен в пригороде Нью-Канаана. Это простая кубическая конструкция из стекла, в которой воплощены все принципы модернизма. Жилое пространство особняка представляет собой одну большую комнату с минимальным набором мебели, которая зонирована невысокими деревянными модулями. Единственное изолированное место здесь — ванная. По задумке архитектора, окружающий пейзаж должен был стать визуальным продолжением интерьера. Так и получилось. О доме быстро заговорили авторитетные архитектурные журналы, а сам Филип Джонсон всегда любил повторять: «У меня очень дорогие обои».

Cree House Альберта Фрея, США

Еще один особняк из стекла и стали создал швейцарский архитектор Альберт Фрей. Он не побоялся использовать мало пригодный для строительства участок на склоне в городе Катидрал-Сити, а затем долгие годы экспериментировал с материалами и ландшафтом. Главная задача, которую поставил перед собой архитектор, — вписать будущее жилище в естественную природную среду. Результат получился необычным. Бетонные плиты основания Фрей решил уложить террасами, чтобы повторить очертания почвы. А в интерьер одной из зон включил огромный валун, который усилил связь дома с природой. Со стороны кажется, будто скала разрывает оболочку особняка и вваливается внутрь, отделяя столовую зону от спальни. Кстати, прошлой весной знаменитый особняк Альберта Фрея отреставрировали и выставили на продажу за $2,3 млн.

Hanegi Forest Сигэру Бана, Япония

Hanegi Forest — многоквартирный дом оригинальной цилиндрической формы, построенный по проекту японского архитектора Сигэру Бана. Он расположен в тихом лесистом районе Токио. Чтобы сохранить все деревья, которые уже росли на этом участке, Бан заложил в конструкцию здания специальные дыры-эллипсы. Благодаря им во многих местах Hanegi Forest деревья растут прямо через пол и потолок, а все квартиры наполнены естественным светом. Треугольная сетка колонн обеспечила зданию необходимую жесткость и устойчивость. Когда объект был готов, архитектор купил одну из квартир для себя. Его жилье минималистично и больше похоже на келью буддистского монаха. Для жизни Бану хватает круглого стола на бумажных трубках, стула дизайна Terragni, кожаного дивана и статуэтки — копии «кикладских идолов».

Villa S Тодда Сондерса, Норвегия

Для своей семьи норвежский архитектор Тодд Сондерс создал роскошную резиденцию площадью 350 кв. м в зеленом пригороде Бергена. Здесь все построено на противопоставлении и подчинено функциональности. Темные фасады контрастируют со светлыми интерьерами и элементами из стекла, а ретроаксессуары и старинная мебель сосуществуют с ультрасовременными отделочными материалами и энергоэффективными системами освещения. Отдельный интерес вызывает конструкция здания. Это простая композиция, состоящая из одного вертикального и двух горизонтальных объемов. Тодд Сондерс обычно сравнивает ее с «тремя палками, сложенными друг на друга». По его словам, дом получился крепким, но изящным. А главное — он воплотил мечты архитектора об уютной и размеренной жизни за пределами мегаполиса.

Covert House Деборы Сонт и Дэвида Хиллса, Великобритания

Этот частный коттедж в прямом смысле слова скрыт от человеческих глаз. Он находится в историческом районе Клэпхем на юге Лондона. Согласовать строительство в этой местности трудно, но у архитекторов Деборы Сонт и Дэвида Хиллса получилось. Правда, их ограничили площадью и одним этажом. Находчивые британцы нашли способ решить эту проблему. В 2014 году они создали «Тайный дом» площадью 135 кв. м. Это двухэтажная полуподземная конструкция из двух взаимосвязанных белых кубов. Нижний этаж архитекторы опустили под землю, а верхний отделали зеркальными фасадами, в которых отражается зелень. Таким образом Сонт и Хиллс замаскировали дом, не ограничивая себя в жилплощади. А еще они оснастили его устройством для сбора дождевой воды, системой рекуперации тепла и солнечными батареями.

Murphy House Ричарда Мерфи, Шотландия

Британский архитектор и бизнесмен Ричард Мерфи превратил свой таунхаус в Эдинбурге в захватывающий квест — его жилище полно загадок и тайн. Это небольшое энергоэффективное строение с наклонной крышей, которое разделено на девять уровней. Основное достоинство Murphy House — его способность трансформироваться в зависимости от потребностей хозяина. Здесь есть множество секретных кнопок, рычагов, люков и замаскированных окон, которые позволяют изменять пространство помещений и «ловить» солнце в течение всего светового дня. Внешние стены дома тоже можно раздвинуть. Даже ванна в Murphy House замаскирована под лавку с помощью специальной панели. Неудивительно, что Королевский институт британских архитекторов признал этот дом-головоломку лучшей постройкой британцев за 2016 год.

Домик знаменитого архитектора для отдыха и релаксации

Поскольку архитектор изначально делал ставку на экономичность, он решил использовать при строительстве своего дома самые доступные строительные материалы, позволяющие реализовать проект не только относительно дешево, но и быстро. В роли основной конструктивной системы здесь выступает металлический каркас, на который навешиваются легкие самонесущие сэндвич-панели. А в качестве внешнего облицовочного материала использованы деревянная рейка и профилированный лист, импонирующий Леонидову не только своей демократичной ценой, но и способностью долго противостоять агрессивной внешней среде. На фасаде, обращенном к улице, таких листов несколько, и для того, чтобы разнообразить ребристую поверхность, архитектор красит их в белый, черный и красный цвета, а поверх наносит несколько надписей, выполненных очень крупным шрифтом. Как рассказывает сам Леонидов, этот прием он позаимствовал у хорватских коллег – бюро Bruketa&Zinic, которые недавно реконструировали в Загребе бизнес-центр Zavrtnica, расписав его фасады гигантскими буквами и цифрами и назвав этот прием назвали «typotecture», что означает своего рода гибрид типографики и архитектуры. Правда, если у хорватов в ход пошли абстрактные понятия, вроде слова «object», то Роман Леонидов использует «типотектуру» для того, чтобы оставить на фасаде дома автограф и порядковый номер сооружения (01 – архитектор не исключает, что со временем этот проект может быть адаптирован для серийного производства).

Красным же оформлена входная дверь – от фасада она отличается гладкой поверхностью, – а вот скрытый от глаз посторонних дворовый фасад решен совершенно иначе. Здесь доминирующую роль выполняют уже упомянутая терраса и расположенный над ней балкон, огражденный деревянной перголой. Та часть дома, где расположены кабинет-студия и спальни, представляет собой закрытый рейкой короб, на который вывешен прямоугольный эркер окна. Строгие геометричные формы и небольшая глубина этого элемента делают его больше похожим на гигантский плазменный телевизор, размещенный на фасаде. Кстати, точно такое же окно выходит и на уличный фасад, где в сочетании с гофрированным металлом оно выглядит еще более технократично.

Читайте также:  Шторы на дверной проем

Компоновка самого объема также проста и лаконична. На первом этаже расположена одна общая комната, сочетающая в себе сразу несколько функций, – это и гостиная, и кухня, и столовая, она же является зоной отдыха. Отсюда же можно подняться на второй этаж, а рядом с главной террасой размещен хозяйственный блок. Над гостиной архитектор проектирует санузел с душевой, кладовую комнату и кабинет-студию, в которой на небольшом подиуме также расположено гостевой спальное место. На третьем этаже Роман Леонидов располагает спальню, из которой можно выйти на уже упомянутый балкон.

В отделке интерьера использованы натуральные и также максимально недорогие строительные материалы – на пол архитектор предполагает постелить доску, стены и потолок обшить фанерой, выпустив стропильные конструкции. «Большое количество дерева призвано смягчить первоначальную жесткость самого каркаса-коробки, а нейтральная цветовая гамма (натуральный медовый оттенок дерева и белая мебель) растворит интерьер в экстерьере и погрузит его обитателей в атмосферу покоя», – поясняет Роман Леонидов. Созданию комфортной атмосферы в доме будут способствовать и большие площади остекления, кроме того они максимально обеспечат жилище естественным освещением, что особенно актуально для сооружения, работающего на электричестве. «Поставленная перед самим собой задача строгой экономии места и пространства позволила получить максимум полезной площади, а необходимость заранее думать об эксплуатационных расходах заставила найти самые простые и при этом энергоэффективные планировочные решения», – резюмирует архитектор. И именно столь скрупулезная продуманность данного проекта дает Леонидову все основания надеяться, что этот простой и при этом подчеркнуто современный и обеспеченный всеми удобствами загородный дом со временем может быть запущен в серийное производство.

Дом для архитектора

Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения загородного дома

Этот дом архитектор, конструктор, дизайнер и предприниматель Игорь Есинеев строил для себя. Все, начиная от самого здания и заканчивая мебелью и светильниками, выполнено по его проектам и эскизам на собственном производстве. Именно такой путь Игорь Есинеев считает единственно правильным — «гармоничный дом, где все, от фасада до предметов обстанов ки, неразрывно связано».

В ближнем Подмосковье на ровном участке в 30 соток кроме самого двухэтажного дома расположены русская баня, беседка и бассейн. В дом можно попасть двумя путями: через главный вход, ведущий в холл, и через зимний сад. На первом этаже, помимо этих помещений, расположены кухня, гостиная, гостевая, ванная комнаты и крытая терраса. Кухня приподнята на одну ступеньку, поскольку здесь смонтирован водяной теплый пол. Кроме того, этот подиум позволяет четко зонировать часть пространства первого этажа на гостиную и кухню.

Уровень пола в гараже ниже пола первого этажа на 60 см. Так что можно считать, что гараж занимает цокольный этаж.

На втором этаже – спальни хозяев, гардеробная, большая ванная комната, а непосредственно над гаражом – кабинет хозяина. Холл второго этажа создает дополнительное прост- ранство для отдыха. Цветовую гамму интерьера составляют естественные цвета отделочных материалов — оттенки разных пород дерева, металл, камень. Белый цвет оштукатуренных стен подчеркивает выразительность «цветных» деталей.

С учетом размера окон и их ориентации по сторонам света, для каждого помещения был создан свой тип светильников из металла: большая люстра с лампами направленного света для столовой-гостиной, низко висящие люстры для кабинета, настенные бра из срезанных под острым углом алюминиевых труб.

Особенность этого дома в том, что он объединяет под одной черепичной крышей два объема, построенных из абсолютно разных по характеристикам материалов — кирпича и дерева. Одна, жилая часть дома, представляет собой классический сруб, а вторая сложена из кирпича. В деревянной части, где создается наиболее комфортный микроклимат, находятся жилые помещения и зоны, где обитатели дома проводят большую часть времени, а в кирпичной — ванные комнаты и служебные помещения.

Несущие и ограждающие конструкции дома

Фундамент дома блочный и уходит на глубину 3,2 м. Гидроизоляция фундамента — рулонная и обмазочная. В подвале устроена мастерская, где и готовились все строительные материалы для возведения дома. Кроме мастерской в подвале размещаются котельная, подсобные помещения и яма для гаража.

Одна половина дома бревенчатая, другая — кирпичная, облицованная природным камнем. Такую конструкцию архитектор выбрал сознательно, хотя обычно стараются избегать сочетания под одной крышей таких разных в «поведении» материалов — ведь дерево со временем дает усадку, а кирпич — нет. Исходя из собственного опыта работы с деревом и принимая во внимание расчеты, приведенные в специальной литературе, была определена максимальная усадка деревянного сруба — 250 мм. И именно на такую величину спустя два с половиной года, пока строился дом, опустилась крыша.

Для того чтобы ее конструкция не повредилась в результате таких значительных подвижек, в качестве покрытия кровли была выбрана цементно-песчаная черепица BRAAS, материал, который может пластично следовать за изменениями положения стропил. Изготовленная из чистого природного сырья черепица — экологически чистый, жаростойкий, прочный, безупречный в эстетическом отношении и очень надежный кровельный материал для скатных крыш.

Кровля, составленная из мелкоразмерных пластин, как чешуя покрывающих несущую конструкцию крыши, «приспосабливается» к ее деформациям при осадке здания, температурных пере- падах, ветровых нагрузках и т.д. Зазоры- компенсаторы в замках черепицы обеспечивают ей некоторую подвижность, а также способствуют проветриванию конструкции крыши и удалению влаги, конденсирующейся в ее толще. При этом черепичная кровля, уложенная по реечной обрешетке, способна сама выдерживать высокие нагрузки, не требуя устройства сплошного дощатого настила.

Тяжелая черепичная кровля стабилизирует крышу, гасит шум дождя и ветра. Благодаря большой тепловой инерции, она, нагреваясь днем на солнце, после его захода медленно и долго отдает накопленное тепло, создавая под кровлей воздушный поток, проветривающий и просушивающий конструкцию крыши. Сруб из сосны привезен из Тверской области, от частного мастера. Причем, можно было выбрать лес самому, на делянке — это был горельник, уже сухой лес. Диаметр бревна достигал 30—40 см. Поскольку Игорь Есинеев сторонник естественных материалов, швы между бревнами конопатили паклей. Бревна только окорили, так, чтобы не повредить защитный слой из луба, который отлично предохраняет древесину от любых атмосферных воздействий. Тем не менее, дополнительно была проведена пропитка поверхности бревен лазуролом, отечественным аналогом пинотекса, который сохранил естественный золотистый оттенок древесины.

Для предохранения стен от растрескивания, в переходах из кирпичной части дома в деревянную устроены шлюзовые щели, в которых установлены пластиковые заглушки. Располагаясь над дверными коробками, между листами гипсокартона, они препятствуют появлению трещин.

Стены сложены в два кирпича — 510 мм и облицованы снаружи песчаником по цементно-песчаному раствору. Каменные плиты привезены из Ростова-на-Дону и на месте распилены по нужному размеру. Внутри стены оштукатурены.

Балкон, на который можно выйти из спальни на втором этаже, выполнен из лиственницы, пропитанной лазуролом. Выступающие части деревянных конструкций представляют собой обычные бревна, которые облицованы щитами из досок. Так же — клееными щитами — оформлены балки внутри дома. Такой метод декоративного оформления бревен создает иллюзию использования клееного бруса. Дом имеет большие витражи, изготовленные, как и окна, на заводе МОСМЕК из алюминиевого профиля, с двойными стеклопакетами.

На участке устроен открытый бассейн глубиной 2 м. Чаша бассейна — бетонная ванна, армированная каркасом, представляющим собой конструкцию, состоящую из листов черного металла. Толщина бетонных стен 400 мм.

Утеплитель из пенополистирола, уложенный по всему периметру стен и под днищем бассейна, позволяет долго сохранять комфортную для купания температуру воды. По словам хозяина, в нем можно купаться с апреля по октябрь. Конструкция металлического каркаса дает гарантию, что чаша бассейна не протечет даже при разрушении бетонной конструкции. Бассейн облицован плиткой BISAZZA.

Технологии внутренней отделки и инженерное оборудование

Потолки первого этажа и подвала — подвесные, выполненные из гипсокартона. При монтаже между стеной и подвесным потолком оставлена щель (небольшой отступ), для того чтобы не была заметна кривизна бревен. За подвесным потолком, по периметру, расположена скрытая подсветка.

Кухня выполнена по эскизам архитектора специалистами фирмы «Констформ». Пространство кухни отделено от гостиной ажурной реечной перегородкой.

Лестницы изготовлены из разных материалов. Так, лестница, ведущая из гостиной на второй этаж к спальням, — из лиственницы. Ступени склеены из отдельных брусков. Это очень прочная и надежная конструкция, так как отдельные плашки выгибаются в разных направлениях, нивелируя искривления друг друга, что обеспечивает стабильность всего изделия. Сту- пени покрыты устойчивым к истиранию яхтенным лаком.

Несущую основу лестницы представляет собой закрепленный в стене швеллер, к которому болтами крепятся швеллеры сечением 60 мм. В каждой ступени имеется паз для установки на швеллер. Ступень закрепляется на нем болтами, а сверху место монтажа заклеивается деревянной рейкой. В результате создается иллюзия, что ступени висят в воздухе.

Ощущение легкости конструкции усиливается прозрачным ограждением из закаленного стекла толщиной 10 мм. Стекло спускается ниже ступеней, а поверх них, на стекле, смонтированы накладки из дерева. Таким образом, стекло как бы прорезает ступени насквозь. Стеклянные листы отполированы по кромке.

Ступени небольшой лесенки у кабинета выполнены из триплекса. Края стеклянных плит заведены в бетонные борта. Бетонные элементы облицованы нержавейкой. Участок стены за лестницей облицован полированной нержавейкой, отражающей свет, поэтому кажется, что ступени светятся.

Полы и стены в ванной облицованы плиткой, имитирующей мозаику.

Мебель в гостиной изготовлена частично из фанеры, облицованной шпоном так называемой «пламенеющей» березы, частично из стекла и металла.

Энергосберегающие технологии загородного дома

Водоснабжение дома осуществляется при помощи артезианской скважины и колодца. Причем вода из колодца используется как питьевая, так как она, в отличие от артезианской, не течет по железным трубам, которые ухудшают вкус воды.

Читайте также:  Крытый Фронтон на церковной площади

Для канализации используется емкость-септик из нержавейки. В подвале установлен двухконтурный котел Buderus 215 на 55 кВт. Его мощности хватает и на подготовку горячей воды, и на теплые полы в кухне, зимнем саду, ванной и санузлах, и на отопление.

Радиаторы алюминиевые, соответствующие общему стилю. На случай перебоев с подачей электроэнергии установлен трехфазный генератор Honda.

Камин выполнен по эскизам архитектора из кирпича, а затем облицован песчаником и частично декорирован нержавейкой. Он утоплен в деревянную стену так, что, с учетом противопожарных мероприятий и улучшения теплоизоляции, по его контуру оставлен зазор шириной 100 мм, который закрыт рейкой.

Рядом с камином со стороны гостевой комнаты сложена печка. Камин и печь имеют раздельные дымоходы, так как дымоход камина должен быть прямоточным, а у печки дымоход коленчатый. Печка — незаменимый элемент в отоплении дома, так как в случае отключения электричества, что часто случается за городом, она является единственным источником тепла.

Генеральный проектировщик: ООО «КОНСТФОРМ»
Автор проекта: архитектор И. Есинеев

Работы Шехтеля в Москве: МХТ, особняк Рябушинского и фарфоровый дом

Корреспондент «Комсомолки» составил пеший маршрут с остановками возле зданий знаменитого архитектора

Его называют отцом русского модерна. Хотя при жизни официально Федор Шехтель так и не получил диплом архитектора.

Здания, построенные по его чертежам, можно узнать интуитивно. Сглаженные углы на фасадах, башни с конусными крышами, окна разных размеров. В каких-то особняках узнается готика, в каких-то Византия. Мастер не боялся экспериментировать. И прорабатывал каждый элемент. Даже если заказ поступал от обычного частника. Сейчас почти все эти дома охраняются государством. И про каждый можно рассказывать часами.

Взять хотя бы особняк Рябушинского, в котором жил Горький. Дом является блестящим образцом модерна, при этом Корней Чуковский писал, что давно не видел такой мерзкой пошлятины. «Ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями».

Видимо, такая реакция лишний раз доказывает, что творчество Шехтеля — не что иное, как искусство.

К сожалению, туристам увидеть нынешнюю обстановку этих зданий в большинстве случаев нельзя. У ворот охрана, а внутри — посольства и консульства. А вот осмотреть снаружи никто не запрещает.

Начнем изучать Москву Шехтеля с дома, в котором он сам жил.

В Ермолаевском переулке

Адрес: Ермолаевский переулок, 28, стр. 1 (метро «Маяковская»).

Год постройки: 1896 год.

Статус: объект культурного наследия народов РФ регионального значения.

Правильно кто-то подметил. С виду это строение напоминает и русскую избушку, и средневековый замок одновременно. Архитектор экспериментировал на самом себе. Потому что этот дом был собственностью Шехтеля. Здесь он не спал ночами, придумывая новые архитектурные решения. И это вовсе не для красного словца — по свидетельству современников, он действительно много трудился. И как-то в письме Чехову написал: «Уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, не заводимые аккуратно и постоянно» (кстати, с Антоном Павловичем дружил и даже оформил обложку его «Пестрых рассказов»).

Увидев, что ворота открыты, я было ринулся в маленький дворик. Но через секунду из сторожки выскочил человек в форме и пояснил, что посольство республики Уругвай — не проходной двор.

Я заметил, что на мозаичном панно составлены литеры F и S. Позже выяснил, что это инициалы архитектора. В то время он был Францем, а Федором Осиповичем стал после Первой мировой войны. Как пишут в справочниках, в знак солидарности с русским народом.

Здесь был… Горький

Адрес: Малая Никитская, 6/2, стр. 5 (метро «Тверская»).

Год постройки: 1903 год.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Дальше 15 минут ходьбы — и мы возле особняка Рябушинского. Того самого, о котором Чуковский отзывался так нелестно. Крыльцо напоминает огромную букву П. Точнее, заглавную буквицу, какие раньше вырисовывали в самом начале текста.

Этот особняк Шехтель построил для своего друга Степана Рябушинского, оформив в морском стиле. На стенах изображены медузы, ракушки, водоросли, черепахи. Мраморная лестница напоминает волну.

Рябушинский был старообрядцем и собирателем икон. И специально для него архитектор спроектировал молельню, причем как тайную комнату. Неосведомленный человек найти ее не мог.

В 30-е годы здесь жил Максим Горький и в честь этого в особняке устроили музей писателя (в 1965 году). А потому это тот редкий случай, когда шехтелевский дом можно осмотреть и внутри. Удивляет, насколько хорошо он сохранился.

В кабинете, в спальне, в столовой сохранили подлинную обстановку. Как и личные вещи писателя, и его библиотеку (12 тысяч томов). Расставлены они в том же порядке, что и при жизни Горького.

Отдельные комнаты закрыты для посетителей, потому что в них хранится музейный фонд.

Я обратил внимание, что среди них большинство иностранные туристы. Некоторые не покупают билет, а просто заглядывают в прихожую, фотографируются на фоне портрета писателя и уходят.

Атмосфера возле особняка умиротворяющая. Сад, цветочки. Под огромным каштаном скамейка. Через дорогу храм Большое Вознесение, в котором Пушкин венчался с Гончаровой. Да и золотая осень еще не кончилась.

Театр Станиславского и Немировича-Данченко

Адрес: Камергерский переулок, 3 (метро «Театральная»).

Год реконструкции старого здания: 1903 год.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Дальше сворачиваем в Газетный переулок и идем в сторону Тверской. Минуем подземный переход и оказываемся в Камергерском переулке. Издалека видим крупную надпись: “Чеховъ”. Это Московский художественный театр, который тоже был построен по проекту Шехтеля. Точнее, реконструирован. Причем в этом случае архитектор выполнил работу бесплатно, принципиально не взяв ни копейки.

Это здание выглядит более строго, чем частные особняки. И больше напоминает гимназию. Или доходный дом.

В данном случае заслуга архитектора заключается не только в красивом фасаде. Но и в продуманном освещении, коврах, поглощавших звуки, и, конечно, в крутящейся сцене.

Этот театр основали Станиславский и Немирович-Данченко. Он много раз менял названия. И сейчас официально называется «Московский Художественный театр им. А. П. Чехова». В его труппе много актеров, которых мы знаем по ролям в кино: Пореченков, Семчев, Трухин, Хабенский, Верник, Дюжев и другие.

Кстати, здание театра в ближайшем будущем отреставрируют (проект разрабатывается). По словам руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, помимо архитектурных достоинств, у этого дома интересная московская история. Например, есть легенда, что этот участок земли в 14 веке принадлежал полководцу Дмитрия Донского.

Предлагаю изучить театральные афиши и двигаться дальше.

Меркурия несчастный лик

Адрес: Мясницкая, 8/2 (метро «Лубянка»).

Год постройки: 1903 год.

Статус: памятник строительства и архитектуры.

Проходим через Лубянский проезд и выходим на Мясницкую. Здесь примостилось еще одно детище Федора Шехтеля — фарфоровый дом. С округлой и витиеватой архитектурой. Его построили для представительства Матвея Кузнецова, который был фарфоровым магнатом. Здесь можно было купить (или заказать) посуду самого разного уровня. Клиентами были как крестьяне, так и потомственные аристократы. Лично мне это здание как раз напоминает театр, а не магазин. Наверное, из-за пышных украшений и завитушек.

Три года назад про фарфоровый дом писали все столичные газеты. И не в честь Шехтеля с Кузнецовым. А из-за обычного рабочего, который замазал лик Меркурия. В процессе реставрации часть лица крылатого бога обвалилась и гастарбайтер решил это исправить. В результате получилась лепнина на уровне детского сада. Прохожие заметили и сбросили фото в соцсети. Позже несчастному Меркурию сделали пластическую операцию и теперь он такой, как все остальные.

Сейчас здание закрыто. Внутри идет ремонт. Недалеко от главного входа мужичок торгует старыми книжками. На асфальт простынку постелил и выставил. Говорит, что бывает здесь часто. И, по словам рабочих, в здании будет продюсерский центр. И что сюда даже Игорь Крутой иногда приезжает.

Особняк с черным пауком на дверях

Адрес: Кропоткинский переулок, 13, стр. 1 (метро «Парк культуры»).

Год постройки: 1904 год.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Ну и последний рывок. Идем в сторону Кропоткинского переулка, где недалеко от станции метро «Парк культуры» стоит зеленоватый дом с огромным высоким окном на фасаде. Внутрь тоже не пускают, потому что это территория посольства Австралии. Высокие кованые заборы, охрана.

Прохожие с интересом поглядывают на особняк.

В путеводителях говорится о том, что первый муж Александры Дерожинской, которая заказала себе это жилье, приходился братом Степану Рябушинскому, тому самому, в чьем доме жил Горький. А Шехтель знал и того, и другого. И всем помогал.

Дом для госпожи Дерожинской получился роскошным. И это и арочное окно, и плиточная облицовка с окантовкой. Архитектор и здесь продумал каждую деталь. Даже торшеры в комнатах. И ручку на входной двери. Которую сделал в виде черного паука. Ну и несмотря на 1904 год, здесь уже тогда все было — и паровое отопление, и канализация, и водопровод, и электричество, и телефонная связь.

В советское время особняк национализировали. В нем размещались разные учреждения. Но при этом первоначальный облик был сохранен.

Какие еще здания Шехтеля в Москве

Ярославский вокзалКомсомольская площадь, 5
Особняк МорозовойСпиридоновка, 17
Особняк СмирноваТверской бульвар, 18, строение 1
Дом ШехтеляУл. Большая Садовая, 4
Типография ЛевенсонаТрехпрудный переулок, 9

Здание Ярославского вокзала реконструировали по проекту Шехтеля в 1902-1904 годах.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Кстати

В столице разработали мобильное приложение «Узнай Москву». С его помощью вы можете изучать город без экскурсоводов и бесплатно. Достаточно приехать в исторический центр. На карте отображаются дома, которые рядом с вами и о которых есть информация (более 1600 адресов). Стоит ткнуть пальцем и появится текст. Если читать неохота, можно послушать аудио. Кроме этого, разработчики включили и авторские маршруты. Например, от главного археолога Москвы Леонида Кондрашева. Или актера Валерия Гаркалина.

Ссылка на основную публикацию